«Мы привыкли к тому, что у нас дотируется и уж, и ёж»

Указ президента №107 «Об оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению» и постановление Совмина №233 - самые ожидаемые нормативные документы марта. Soroka.by поговорила с директором ОДО «Аймалин М» Виктором Клименко о наиболее спорных моментах в этих документах.
«Мы привыкли к тому, что у нас дотируется и уж, и ёж»
- В целом указ президента №107 и постановление Совмина №233 оправдали ваши ожидания? 
- Принятыми решениями по некоторым вопросам я разочарован. К примеру, в новогоднем указе президента №535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг» были прописаны давно уже назревшие решения - вывод ряда услуг (уборка и электроснабжение мест общего пользования, эксплуатация лифта, потребленная лифтами электроэнергия) из строки «техобслуживание»; ряд тарифов рассчитывался исходя из количества квадратных метров квартир (так называемая долевая собственность). Согласно пояснениям в нынешнем постановлении Совмина, теперь многие тарифы привязаны к количеству зарегистрированных граждан.
Я так понимаю, государство прислушалось к возмущенным репликам хозяев квартир, в которых никто не зарегистрирован. Да, у них квартплата выросла в разы, но, если человек построил несколько квартир, он явно не бедствует. Тем более, сдавая квартиру в аренду, он возмещает затраты за счет арендатора. Сейчас основная нагрузка по оплатам ЖКУ выпадет на малообеспеченные семьи, которые проживают в небольших квартирах, но при этом должны платить по полной программе.
Занимаясь перерасчетами по вновь установленным правилам, мы уже столкнулись с ситуацией, что содержание однокомнатной квартиры, в которой никто не зарегистрирован, будет обходиться предприимчивому владельцу недорого. Заплаченная за январскую жировку сумма с учетом перерасчета фактически полностью покрывает коммунальные расходы за февраль. У семьи из, скажем, 4-х человек, проживающей в квартире такой же площади, халявы не будет. Где справедливость?
Изначально задачей для чиновников являлось обосновать тарифы, взятые «от балды». Зачем нужно было менять методику расчетов коммунальных услуг: санитарного содержание мест общего пользования (МОП), электроэнергии движения лифта, электроэнергии освещения вспомогательных помещений? Целесообразно было бы оставить распределение расходов на уборку и освещение МОП на квадратные метры общей жилой площади квартир, т.к. определить фактическое количество потребителей (кроме официально зарегистрированных) сложнее, в отличие от метража квартир.


Дотации для ужа и ежа

- Но в том же постановлении Совмина предусмотрен норматив на одного человека в квартирах, где никто не зарегистрирован, - 20 кв.м. Получается, за пустующую или сдаваемую в аренду квартиру площадью 100 кв.м придется платить квартплату как за пятерых проживающих…
- Это в очередной раз подтверждает, что нам скормили сырое решение. Почему на человека положено 20 кв.м, а не 15 или, скажем, 50? Нам никто не объясняет принцип расчетов, а самостоятельно увидеть в принятых решениях логику невозможно. Самый простой вариант - считайте всё по себестоимости, а потом оказывайте адресную помощь. В новых нормативных актах предусматриваются льготы определенным слоям населения, но мы привыкли к тому, что у нас дотируется и уж, и ёж. Сделайте тарифы такими, какими они должны быть, и сами увидите, что один может не сидеть на шее у государства, а второй действительно нуждается в помощи. Ну так и помогайте второму, но зачем субсидировать всех подряд?
- Получается, вас не устраивает предельно допустимая цена на тарифы ЖКУ, установленная новым указом?
- Мы сами с собой играем в прятки, окончательно запутались в цифрах. К примеру, до населения довели предельно допустимую цену за техобслуживание дома в Br994,9/кв.м. При этом планово-расчетная цена за техобслуживание установлена в размере Br1155. Существовавшая до недавнего времени нормативная себестоимость техобслуживания по Минску в размере Br2100/кв.м общей жилой площади после вывода из соответствующей графы в жировке упомянутых выше услуг практически приблизилась к действительной стоимости этой услуги. То есть только в январе мы приблизились к ее себестоимости. Но тут же отступили.
Хотелось бы посмотреть в глаза человеку, который высчитал цифру Br1155, не соответствующую действительности. Я более 20 лет работаю в этой сфере и никак не могу понять, зачем мы себя обманываем. Называйте реальные цифры - от постоянного ношения розовых очков мы потеряли чувство реальности.
Сейчас, допустим, установлен тариф за санитарное содержание вспомогательных помещений - Br5300/чел. Если взять за пример 10-этажный дом с тремя подъездами, получается, что жители (порядка 200 человек) соберут чуть больше Br1 млн. Где вы найдете уборщицу на такую зарплату?
Сейчас у нас установлена предельно допустимая цена, но раньше она была выше. Резонный вопрос: мы тогда себя обманывали или сейчас? Правительство волевым решением установило планку, но как тогда быть с товариществами собственников, которые находятся на самоокупаемости? Почему различными нормативными актами мы умышленно создаем категорию изгоев? Люди сами построили квартиры, и, естественно, они рады платить по тарифам, установленным государством. Но председатель товарищества по установленным расценкам не соберет с жильцов средства, чтобы рассчитаться с поставщиками услуг. Кто будет покрывать разницу? Товарищества тоже получают дотации, но они значительно ниже сумм, которыми субсидируются ЖЭСы. И председатель вынужден доводить до жильцов, что, если товарищество не соберет денег сверх нормы, то образуются убытки. 
Товарищество производит расчет с «Энергосбытом» за потребленную электроэнергию МОП по счетчикам, а по указу № 107 и Постановлению № 233 выставляет на возмещение жильцам счет только по предельно допустимым тарифам не более Br3900 и Br2600 с зарегистрированного человека. В итоге у товарищества образуются убытки, которые все равно нужно возмещать, распределяя их на общую жилую площадь (без вариантов).  Вот и приходится компенсировать разницу за счет дополнительных взносов. Это в социально ориентированном государстве плата за то, что люди захотели жить цивилизованно.
- Государство хочет всех поголовно вернуть в ЖЭСы?
- Государство никогда не испытывало особой любви к товариществам и частным обслуживающим компаниям. К счастью, никто никого не душит, но применяется принцип экономического рычага: зачем вам содержать свое жилье, идите в ЖЭС и будете обслуживаться фактически бесплатно. Мы постоянно говорим о том, что у нас проблемы с наполнением бюджета и тут же отталкиваем людей от мысли, что за содержание собственности надо платить.
Чиновники сами запутались в поиске верного решения: сначала предложили одну методику расчета, потом другую, затем затеяли перерасчеты. Все делается впопыхах, необдуманно. Понимаю, что в каждом министерстве есть профильные специалисты по расчетам, но, если вы принимаете решения не локально, а на госуровне, будьте добры - консолидируйтесь, придите к одному знаменателю.
А то получается следующий принцип работы. Минжилкомхоз разрабатывает идею, утрясает на своем уровне нюансы и отдает документ на согласование. Но, к примеру, у Минэкономики своя точка зрения: вносятся поправки, и документ идет дальше, вплоть до Совмина. Там происходит очередная корректировка, и когда документация возвращается в Минжилкомхоз, инициаторы нововведений, мягко говоря, удивлены тому, что получили на выходе.
Я понимаю возмущение президента, которого, по сути, подставили: вроде умные вещи говорят, но осуществляемые действия наталкивают на мысли об умышленном неисполнении рядом чиновников возложенных на них обязанностей и дискредитации принятых правительством решений.

Палка о двух концах

- Новую форму счета-извещения утвердит правительство, хотя это всегда было прерогативой Минжилкомхоза. Это свидетельствует о том, что профильное министерство окончательно себя дискредитировало?
- Все, что министерство делало, делает и будет делать, и без того требует согласования с правительством, так что напрашивается вывод о поиске козла отпущения. Но неужели правительству больше нечем заняться, кроме регулирования жировок? Если вам не нравится профильное министерство, упраздните его, последуйте западному примеру, где департамент ЖКХ функционирует при какой-то другой структуре (министерстве).
- В новых жировках планируют на первой странице указывать информацию с основными суммами, а на оборотной - все остальное, включая объемы потребления, динамику тарифов и уровень возмещения затрат по ЖКУ…
- Смутно представляю, как это будет выглядеть и для чего это надо. Если у человека возникают вопросы, как формируется тот или иной тариф, он зайдет на профильный сайт или позвонит в обслуживающую организацию. Если нет заинтересованности, ты ему хоть растяжку размером с боковую стену дома повесь, он не заметит.
Можно по-другому информировать население. Мы в прошлом году в одном из товариществ в конце года сделали сводную таблицу по всем поступлениям и расходам, которую разбросали по почтовым ящикам. Кому что не ясно - приходите с бумагой в бухгалтерию. Если сводить все в жировку, придется дополнительно оплачивать труд специалистов, которые смогут все преподнести в удобоваримом виде.
- В указе прописано, что каждый дом должен быть оснащен приборами учета, с показаниями которых имеет право ознакомиться любой проживающий…
- Это палка о двух концах. В новых домах проблемы нет: проектом уже предусмотрены счетчики учета лифтовой энергии, энергии мест общего пользования. В старых домах сразу возникают проблемы: нужно изыскать средства на покупку оборудования, пройти все этапы согласования, заплатить большую сумму проектировщикам. И за чей счет будет этот банкет?
Часы уже тикают
- С выходом указа дети до 7 лет не будут считаться потребителями некоторых видов услуг: на них не будут начислять плату за техобслуживание и электроэнергию лифта; плату за уборку подъезда. На ваш взгляд, это верное решение?
- Я был очевидцем ситуаций, когда дети из многодетной семьи баловались, катаясь на лифте. Все это заканчивалось тем, что кабина застревала и приходилось вызывать мастера, работу которого в итоге оплачивают все жильцы подъезда. Платить должны все, другое дело, что многодетные семьи получают льготы. Надо задуматься и о пенсионерах, которые раз в неделю спускаются на лифте, чтобы подышать воздухом, они точно заслужили адресную помощь. Но у нас принцип огульной справедливости, вследствие чего хорошая идея быстро выхолащивается, и на выходе получаем очередное абсурдное решение.
- Указ №107 будет действовать в течение одного года. Чего ожидать потом?
- Мы уже запутались с временными промежутками. Мы уже прожили один квартал, а часы, оказывается, тикают с 1 января. Это настораживает, и я не удивлюсь, если перед новым годом выйдет документ, в котором будет указано, что все это время мы жили неправильно и нужны очередные перемены в правилах игры.
Показателен пример ФРГ: в 1949г. там поняли, что, если ничего не менять, в стране будет коллапс. Собрались экономисты, просчитали все, что должно быть в государстве, аннулировали счета в банках, посчитали пособия по безработице, определили, сколько должен получать дворник, а сколько канцлер - и система заработала при жестком соблюдении законов и канцлером, и дворником. Сейчас говорят про кризис в Европе, но Германия закончила год с положительным бюджетом, увеличивает пенсии, помогает приехавшим в страну беженцам.
Систему нужно создавать, но мы по ряду причин не хотим этого делать - некоторым чиновникам это невыгодно. Приведу пример: застройщик построил дом повышенной комфортности, но за полученное разрешение на строительство он должен передать городу часть жилого фонда под соцжилье. Вопрос: кого в этом элитном жилье поселят? Пенсионер или инвалид не смогут его содержать. Скорее поселят нужного чиновника, тем более у нас есть масса документов, согласно которым он может платить за его содержание по минимуму.
Таким подходом мы сами закладываем бомбу. Будет проще, если застройщик передаст городу часть стоимости, и за эти деньги городские власти построят 10 квартир в социальном доме, решив проблему для десяти нуждающихся семей. Но мы на это не идем, видимо, чтобы не обижать некоторых чиновников.




Расскажи друзьям!