АРЖУ – не могу. Что будет, если относиться к авто, как к дому

Предлагаем вашему вниманию фельетон из второго номера журнала «Товарищества собственников». Фантазируем на тему, что было бы, если бы за эксплуатацию автомобилей отвечала полноценная отрасль, как например ЖКХ…


АРЖУ – не могу. Что будет, если относиться к авто, как к дому

Автомобиль для белорусов -- больше, чем автомобиль. Это  - статус, престиж, а, по мнению главы государства, еще и причина экономического кризиса 2011 г. Тогда люди с преступной для экономики страны легкостью вывозили валюту за рубеж для покупки машин, чтобы успеть растаможить их по старым тарифам.

Но автомобиль для белорусов – еще и инструмент сатисфакции в рамках права собственности. Не каждый решится на приобретение просторной жилплощади, поэтому для кого-то два авто на семью – своего рода моральная компенсация за проживание в неказистой «двушке». Машины заполонили не только дороги, но и  наше сознание. Давайте на секунду представим, что было бы, отвечай за содержание и эксплуатацию авто  полноценная отрасль, как например ЖКХ – со своей законодательной базой, структурой управления, этапами реформирования…

***

Центральным правительственным учреждением, курирующим отрасль, стало Автомобильное ремонтно-житейское управление (АРЖУ). Орган, по сути, наделенный только методологическими функциями: управление не отвечало за формирование цены на топливо, не занималось калькуляцией ежегодного транспортного налога и т. д. Его основная задача – сформировать счет-извещение, чтобы автолюбитель знал, сколько в месяц ему обходится право собственности: от услуг автозаправки, шиномонтажа до сдачи средств на капремонт двигателя, который не известно когда будет проведен, и не понятно, кто на тот момент будет владеть автомобилем.

***

Функции уполномоченного лица АРЖУ по управлению автофондом в районных масштабах стала выполнять Служба единого заказчика авторемонтных мастерских (СЕЗАМ). АРЖУ решило не набивать собственных шишек и позаимствовало это структурное подразделение у ЖКХ. СЕЗАМ согласно законодательству должен был открываться перед любым подрядчиком, но заветное слово-пароль, к сожалению, знали далеко не все. 

Наиболее тесные отношения СЕЗАМ выстроил с государственными подрядными организациями – Вездесущим районным управлением (ВРУ) и Реальным ведомственным учреждением (РВУ). Организации предоставляли идентичные по качеству услуги, разница была только в методах борьбы за тендер: ВРУ привыкло убеждать и красиво рассказывать, РВУ чаще прессинговало.

Поскольку руководство АРЖУ постоянно заявляло о честной конкурентной борьбе в отрасли, занять свою нишу на рынке рискнул и частник. В одном из районов два опытных автомастера – Федор Иванович Глинкин и Виктор Андреевич Макаров – решили создать собственное предприятие по оказанию автоуслуг. Учредители, не долго думая, назвали обслуживающее предприятие своими инициалами, и ООО «ФИГ ВАМ» смело ринулось в бой за подряды. Но не все оказалось так просто: то используемое фирмой оборудование внезапно требовало дополнительной сертификации, то установленные топливные насосы почему-то выходили из строя раньше положенного срока. Фигвамовцам ничего не оставалось, как отдать свою долю рынка государству. 

***

Машин тем временем становилось все больше, и государство, считающее себя социально ориентированным, даже в тяжелые экономические времена сделало шаг навстречу населению. Автолюбители оплачивали только треть стоимости автоуслуг, включенных в счет-извещение, остальные затраты покрывались государственной субсидией. Был создан Льготный отдел хозяйствования (ЛОХ), который и определял, какие виды услуг льготировались, а в каких случаях автовладельцам приходилось покрывать полную стоимость.

В частности, была заключена договоренность с крупнейшим поставщиком топлива: каждый автолюбитель получал  ежемесячную льготу на покупку 50 литров топлива. Владелец авто вводил в платежную систему показатели месячного пробега, сумма включалась в последующую автожировку. Если автомобилист не использовал положенный литраж, льгота на следующий месяц не переносилась. Мера привела к тому, что на дорогах, как в сказке «12 месяцев», «подснежники» (водители, которые ездят только в теплое время года) стали появляться и в декабре. Водители преимущественно пенсионного возраста решили не пренебрегать подарками от государства, иначе мысли о недополученной выгоде окончательно разогнали бы и без того тревожный сон.

***

Самым сложным было привить собственникам автомобилей понимание, что их ответственность за владение распространяется дальше центрального замка. Ведь есть те же места общего пользования (парковки), которые государство не обязано содержать. Чтобы приучить собственников к культуре владения, начали создаваться некоммерческие организации. Приверженцы новых автомобилей объединились под названием «Только салон» (ТС), любители б/у машин создали объединение «Живучие подержанные корчи» (ЖПК).

Деятельность обеих некоммерческих организаций регулировалась Законом об автомобильном  достоянии (ЗАД). Скептики поговаривали, что через эту аббревиатуру закон и писался, а в качестве подтверждения предлагали ознакомиться с рядом пунктов закона.

В частности, председателям ТС и ЖПК предлагалось определять сумму для оплаты счета-извещения, исходя из доли собственности члена организации. Доля собственности высчитывалась по формуле: объем багажника (в литрах) делился на объем двигателя (в кубических сантиметрах) и умножался на массу автомобиля с вычетом веса водителя (в килограммах). АРЖУ решило не искать легких путей, а за основу был взят опыт из сферы управления жилой недвижимостью, где также нет единой системы измерения, и иногда непонятно, в чем производятся расчеты – в метрах, киловаттах или людях.

Поэтому, когда автолюбители получали автожировки, они поначалу злились, а потом начали ко всему относиться с юмором. Чего и вам желаем.

Игнат ПРОЦЕНТОВКИН




Расскажи друзьям!